ДОКЛАД
Председателя Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района «О заключении Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» за 2018 год»
Заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» за 2018 год подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета Трубчевского муниципального района, а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района и осуществления внешней проверки, принятого решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.08.2016г. №5-309, Положения о Контрольно-счетной палате Трубчевского муниципального района, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.09.2011г. №4-286.
Заключение на отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2018 год подготовлено с учетом данных внешней проверки бюджетной отчетности за 2018 год главных распорядителей средств бюджета Трубчевского муниципального района. При подготовке заключения использованы материалы экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Трубчевского муниципального района в 2018 году, а также стандарт внешнего муниципального финансового контроля 103 «Последующий контроль исполнения бюджета Трубчевского муниципального района».
Отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2018 год представлен в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района администрацией Трубчевского муниципального района 29.03.2019 года.
По итогам исполнения бюджета Трубчевского муниципального района за 2018 год отмечается сокращение дефицита.
В 2018 году ставилась задача по формированию фондов оплаты труда работников, повышение заработной платы которым осуществляется в рамках реализации «майских» Указов Президента РФ, исходя из достигнутого уровня 2017 года.
По итогам исполнения бюджета Трубчевского муниципального района за 2018 год доведенные целевые показатели достигнуты. Фактически сложившийся средний уровень оплаты труда работников муниципальных учреждений составил:
- дошкольного образования – 20 179,60 рублей;
- общего образования – 20 603,00 рублей;
- дополнительного образования – 20 825,30 рублей;
- культуры – 21 124,60 рублей.
Для повышения эффективности бюджетных расходов была поставлена задача, что более 95% от их общего объема должны исполняться исключительно в рамках муниципальных программ района.
По итогам исполнения бюджета Трубчевского муниципального района за 2018 год программная часть составила 99,3%.
Бюджет Трубчевского муниципального района на 2018 год утвержден решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. №5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Бюджет утвержден по доходам в сумме 404 914,3 тыс. рублей, по расходам 404 914,3 тыс. рублей.
В течение 2018 года в решение «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» были внесены двенадцать изменений и дополнений. Бюджет Трубчевского района в редакции решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2018г. №5-659 «О внесении изменений и дополнений в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. №5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден по доходам, включая безвозмездные перечисления, в сумме 551 534,9 тыс. рублей и по расходам 554 672,1 тыс. рублей.
Кроме того, в соответствии со статьями 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании п. 11 решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. №5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в сводную бюджетную роспись по доходам и расходам бюджета были внесены изменения без внесения изменений в решение о бюджете на сумму 195,2 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования, утвержденные уточненной сводной бюджетной росписью районного бюджета по доходам на 2018 год, составили 551 339,8 тыс. рублей. Отклонение уточненных плановых назначений от утвержденных решением о бюджете составило (-) 195,2 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования, утвержденные уточненной сводной бюджетной росписью районного бюджета по расходам на 2018 год, составили 554 476,9 тыс. рублей. Отклонение уточненных плановых назначений от утвержденных решением о бюджете составило (-) 195,2 тыс. рублей.
Дефицит бюджета утвержден в размере 3 137,1 тыс. рублей.
Верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 01.01.2019 года утвержден в объеме 5 000,0 тыс. рублей.
В целом бюджет Трубчевского муниципального района за 2018 год исполнен с профицитом в объеме 1 198,9 тыс. рублей: по доходам исполнение районного бюджета составило 547 668,9 тыс. рублей, по расходам – 546 470,0 тыс. рублей.
Внешней проверкой не установлено фактов принятия решений о внесении изменений в бюджет района с нарушением Бюджетного кодекса РФ.
Решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов доходы бюджета Трубчевского муниципального района в 2018 году в целом увеличились на 146 425,5 тыс. рублей или 36,2%.
Согласно представленной в таблице информации наибольшие изменения доходных источников характерны для безвозмездных поступлений: их плановый объем в течение 2018 года увеличился на 45,9%, в большей степени это сложилось за счет роста поступлений субсидий (в 71 раз).
Планируемый объем налоговых доходов увеличился за 2018 год на 1,7%. Рост обусловлен увеличением поступлений от уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 43,0% и уплаты госпошлины на 15,6%.
Планируемый объем неналоговых доходов увеличился за 2018 год в 2,1 раза. Рост обусловлен увеличением поступлений доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, гос.собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений (в 3 раза), доходов от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (в 2,7 раза), доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности (в 2,4 раза).
Исполнение бюджета района по доходам составило в 2018 году 99,3% или 547 668,9 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы 127 479,2 тыс. рублей (101,5%), безвозмездные поступления бюджетов других уровней 420 189,7 тыс. рублей (98,7%).
По сравнению с предыдущим периодом (2017г.) объем доходов увеличился на 112 386,3 тыс. рублей, или на 25,8%. Объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 6 729,9 тыс. рублей, или на 5,6%. В сравнении с 2017 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 105 656,3 тыс. рублей или 33,6%.
В 2018 году плановые назначения по налоговым доходам исполнены в сумме 106 200,3 тыс. рублей (101,5%). В сравнении с 2017 годом поступления налоговых доходов в 2018 году увеличился на 6 789,3 тыс. рублей или на 6,8% (2017 год – 99 411,0 тыс. рублей).
В 2018 году плановые назначения по неналоговым доходам исполнены в сумме 21 278,9 тыс. рублей (101,6%). В сравнении с 2017 годом поступления неналоговых доходов в 2018 году сократилось на 59,3 тыс. рублей или на 0,3% (2017 год – 21 338,2 тыс. рублей).
Основную часть в налоговых доходах бюджета района в 2018 году занимал налог на доходы физических лиц – 79,9% налоговых доходов и 15,5% от общего объема доходов бюджета. Налоги на совокупный доход – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в объеме налоговых доходов составили 10,2%, в общем объеме доходов – 2,0%.
Основную часть в неналоговых доходах бюджета района в 2018 году занимали доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности – 33,6%.
Безвозмездные поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета района – 76,7% или 420 189,7тыс. рублей.
На долю субвенций приходится наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений – 48,3%, относительно 2017 года их объем сократился на 6,6%.
Удельный вес субсидий составляет 12,1% в структуре безвозмездных поступлений, сократился по сравнению с 2017 годом на 0,7%.
Дотации составляют 26,6% в структуре безвозмездных поступлений, сократился относительно 2017 года на 2,1%.
Доля иных межбюджетных трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений составляет 13,0%, увеличившись относительно 2017 года на 9,5%.
Первоначально расходы бюджета Трубчевского муниципального района сформированы по 11 разделам бюджетной классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму 404 914,3 тыс. рублей.
В течение отчетного года в решение о бюджете района в установленном порядке вносились изменения, в результате чего расходы бюджета района увеличились на 149 562,6 тыс. рублей (36,9%) и составили 554 476,9 тыс. рублей.
Согласно представленной в таблице информации за отчетный период плановые объемы расходов бюджета изменились в сторону увеличения по всем разделам бюджетной классификации. Наибольшие изменения в сторону увеличения коснулись четырех разделов:
01 «Общегосударственные вопросы» на 20,7%;
04 «Национальная экономика» в 4,4 раза;
05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 21,1 раза;
10 «Социальная политика» на 76,9%
Исполнение бюджета района по расходам в 2018 году составило 546 470,0 тыс. рублей, что соответствует 98,6% уточненного плана. По сравнению с 2017 годом объем расходов бюджета района увеличился на 109999,0 тыс. рублей, или на 25,2%.
В целом в 2018 году расходы бюджета района имели социальную направленность. Приоритетным направлением в расходовании бюджетных средств являлось финансирование отраслей социально-культурной сферы: образование, социальная политика, культура и спорт. Объем расходов на финансирование указанных отраслей составил 355215,4 тыс. рублей, что составляет 65,0% от общих расходов бюджета района. В сравнении с 2017 годом расходы на финансирование отраслей социального блока увеличились на 11,9% (2017 год – 317 322,8 тыс. рублей). Наибольший удельный вес в расходах социального блока составляют расходы на образование – 70,6% .
Анализируя показатели таблицы, следует отметить, что по 8 разделам функциональной классификации расходов из 11-ти исполнение сложилось ниже 100%. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений за 2018 год составила 8006,9 тыс. рублей или 1,4%.
Основной объем неисполненных назначений приходится на раздел 0400 «Национальная экономика» - 3670,9 тыс. рублей или 45,8% от всего объема неисполненных назначений.
Исполнение расходов бюджета Трубчевского муниципального района в 2018 году по ведомственной структуре бюджета осуществлялось путем зачисления бюджетных средств на лицевые счета главных распорядителей средств бюджета района. Информация, представленная в настоящем заключении в разрезе ведомственной структуры расходов бюджета района, изложена по результатам внешней проверки отчетности главных распорядителей средств бюджета района.
В отчетном периоде функции главных распорядителей средств бюджета Трубчевского района исполняли 5 учреждений.
Значительный объем бюджетных средств района в 2018 году приходился на администрацию Трубчевского муниципального района – 287 193,1 тыс. рублей, или 52,5% и отдел образования администрации Трубчевского муниципального района – 238 687,1 тыс. рублей, или 43,7% в общем объеме расходов.
Контрольно-счетная палата отмечает, что в 2018 году в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ допущено неэффективное использование средств местного бюджета в сумме 280,0 тыс. рублей, выразившееся в оплате штрафов, пеней, судебных издержек.
Установлено нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013г. № 65н:
- расходы на доплату к пенсиям муниципальных служащих в сумме 7 203,6 тыс. рублей отражены по виду расходов 320 «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат», тогда как следовало отразить по виду расходов 310 «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности в течение финансового года сократилась на 90,0% по сравнению с данными на начало финансового года (на 01.01.2018г. – 1 708,9 тыс. рублей, на 01.01.2019г. – 170,7 тыс. рублей).
Проверкой установлено принятие муниципальными бюджетными образовательными учреждениями денежных обязательств, сверх утвержденных плановых назначений, в объеме 67,1 тыс. рублей.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. № 5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» общий объем бюджетных ассигнований на реализацию шести муниципальных программ на 2018 год утвержден в сумме 401 261,2 тыс. рублей, что составляет 99,1% от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района (404 914,3 тыс. рублей).
В результате внесенных изменений в 2018 году объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ увеличен на 149 203,3 тыс. рублей или на 37,2% и составил 550 464,5 тыс. рублей (99,3% к уточненному общему объему расходов бюджета Трубчевского муниципального района 554 476,9 тыс.рублей). При этом доля ассигнований на исполнение программной части бюджета Трубчевского муниципального района в общем объеме расходов бюджета увеличена на 0,2% (с 99,1% до 99,3%).
По шести муниципальным программам увеличен объем бюджетных ассигнований на общую сумму 149 203,3 тыс. рублей, в том числе:
- «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» - на 2 122,8 тыс. руб. или на 14,3% от первоначально утвержденного плана (14 796,7 тыс. руб.).
- «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» - на 13 210,9 тыс. руб. или на 5,8% от первоначально утвержденного плана (226 735,2 тыс. руб.).
- «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы» - на 1 369,3 тыс. руб. или на 16,8% от первоначально утвержденного плана (8 163,0 тыс. руб.).
- «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района (2018-2022 годы)» - на 124 646,3 тыс. руб. или в 1,4 раза от первоначально утвержденного плана (88 605,3 тыс. руб.).
- «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2018-2022 годы» – на 6 123,6 тыс. руб. или на 72,7% от первоначально утвержденного плана (8 425,5тыс. руб.).
- «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2018 – 2022 годы» - на 1 730,2 тыс. руб. или на 3,2% от первоначально утвержденного плана (54 535,6 тыс. руб.).
Исполнение в целом по муниципальным программам за 2018 год составило 542 492,5 тыс. рублей (98,5% к уточненному годовому плану по программам (уточненный план – 550 464,5 тыс. рублей).
Самый низкий процент исполнения сложился по муниципальной программе «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» - 97,12%.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. № 5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» установлен размер резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района на 2018 год в сумме 300,0 тыс. рублей, что составляет 0,1 % от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района (404 914,3 тыс. рублей).
За отчетный период в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2016г. № 5-374 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» 12 раз вносились изменения. Изменения в объем резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов были внесены 7 раз от 30.03.2018г. № 5-561, от 27.04.2018г., № 5-569, от 01.06.2018г. № 5-578, от 31.07.2018г. № 5-602, от 28.09.2018г. № 5-607, от 29.11.2018г. №5-645, от 26.12.2018г. № 5-659. В окончательной редакции бюджета размер резервного фонда утвержден в объеме 0,3 руб.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района утвержден постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 15.08.2013 № 552.
Согласно Отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2019 года, принято 12 распоряжений администрации Трубчевского муниципального района о выделении денежных средств из резервного фонда на общую сумму 299,7 тыс. рублей, Кассовые расходы составили 299,7 тыс. рублей.
По сравнению с 2017 годом расходы резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района увеличились на 49,7 тыс. рублей или на 19,9%.
В общем объеме расходов, осуществляемых в 2018 году за счет средств резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района, наибольший удельный вес занимают расходы на оказание материальной помощи гражданам – 54,7% от общей суммы расходов.
На текущий и капитальный ремонт объектов и учреждений, находящихся в муниципальной собственности Трубчевского муниципального района расходы составили 49,9 тыс. рублей или 16,6% от общей суммы расходов.
Расходы на приобретение оборудования составили 28,6% (85,8 тыс. рублей).
Установлено, что в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013г. № 65-н расходы на выплату материальной помощи гражданам за счет резервного фонда администрации в сумме 164,0 тыс. рублей отражены по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», тогда как следовало отразить по подразделу 1006 «Другие вопросы в области социальной политики».
Согласно сведениям о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (форма 0503172), из бюджета Трубчевского муниципального района предоставлены бюджетные кредиты сельхозтоваропроизводителям в 1992-1996 годах на общую сумму 403,7 тыс. рублей. Срок погашения задолженности перед бюджетом – 1999г., 2000г., 2010г, что свидетельствует о том, что данная задолженность является просроченной и необходимо проводить работу по ее реструктуризации. В течение года списание задолженности не осуществлялось. Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2019г. составил 403,7 тыс. рублей.
Предельный размер муниципального долга Трубчевского муниципального района был утвержден решением о бюджете в первоначальном варианте в объеме 5 000,00 тыс. рублей.
В течение 2018 года объем долга не изменился и составил фактически на 01.01.2019 года 5 000,00 тыс. рублей по кредиту, полученному в ПАО «Совкомбанк».
В 2018 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2017г. №5-528 «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» дефицит бюджета Трубчевского муниципального района на 2018 год утвержден в сумме 0,0 тыс. рублей.
С учетом изменений, внесенных в течение года решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов, размер дефицита бюджета Трубчевского муниципального района составил 3 137,1 тыс. рублей. Основным источником финансирования дефицита бюджета было изменение остатков средств на счете районного бюджета.
По данным годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2019 года фактически бюджет исполнен с профицитом в сумме 1 198,9 тыс. рублей. Остаток денежных средств на лицевых счетах по состоянию на конец проверяемого периода составил 4 627,8 тыс. рублей.
Предложения:
- Принять меры по снижению кредиторской и дебиторской задолженности.
- Не допускать принятия муниципальными бюджетными учреждениями денежных обязательств, сверх утвержденных плановых назначений.
- Расходы осуществлять в строгом соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013г. № 65-н.
- При исполнении бюджета обеспечить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заключение:
Проанализировав представленную отчетность и дополнительные материалы, Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района считает возможным рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета на уровне Трубчевского районного Совета народных депутатов.