ДОКЛАД
Председателя Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района «О заключении Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на годовой отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год»
Заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета Трубчевского муниципального района, а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района и осуществления внешней проверки, принятого решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.08.2016г. № 5-309, Положения о Контрольно-счетной палате Трубчевского муниципального района, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.09.2011г. №4-286.
Заключение на отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год подготовлено с учетом данных внешней проверки бюджетной отчетности за 2016 год главных распорядителей средств бюджета Трубчевского муниципального района. При подготовке заключения использованы материалы экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Трубчевского муниципального района в 2016 году, а также стандарт внешнего муниципального финансового контроля 103 «Последующий контроль исполнения бюджета Трубчевского муниципального района».
Отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год представлен в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района администрацией Трубчевского муниципального района 31.03.2017 года в полном объеме, что соответствует Положению о порядке составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета Трубчевского муниципального района, а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района и осуществления внешней проверки, принятого Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.08.2016г. № 5-309.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике
в 2014-2016 годах» определено, что в рамках нового бюджетного цикла формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ, механизмы их реализации и ресурсное обеспечение, их корреляция с долгосрочными целями социально-экономической политики, должны быть продуманы и обоснованы.
Базовым принципом ответственной бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении всех обязательств государства. Остаются актуальными задачи по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, повышению эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих.
Бюджетная политика Трубчевского муниципального района в отчетном периоде была направлена на решение задач, определенных в Бюджетном послании.
Приоритеты бюджетной политики Трубчевского муниципального района в сфере налоговых и неналоговых доходов на 2016 год были основаны на положениях, сформированных на федеральном и региональном уровнях с учетом необходимости получения определенного объема доходов бюджета района для обеспечения расходных обязательств. Основными целями бюджетной политики на 2016 год являлись:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, ограничение принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств, полному отказу от неприоритетных направлений, сокращению неэффективных расходов;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед гражданами;
повышение качества предоставления муниципальных услуг, эффективности функционирования муниципальных учреждений;
дальнейшеее развитие программно-целевых методов управления и бюджетирования;
модернизация информационных систем управления общественными финансами с целью создания единого информационного пространства формирования и исполнения бюджетов на территории района.
По итогам исполнения бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год на финансовое обеспечение социального сектора (образование, культура, кинематография, физическая культура и спорт, социальная политика) приходится большая доля расходов – 71,9%.
Бюджет Трубчевского муниципального района на 2016 год утвержден решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. №5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год». Бюджет утвержден по доходам в сумме 375412,1 тыс. рублей, по расходам 373382,1 тыс. рублей с профицитом 2030,0 тыс. рублей.
В течение 2016 года в решение «О бюджете Трубчевского района на 2016 год» были внесены девять изменений и дополнений. Бюджет Трубчевского района в редакции решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 26.12.2016г. №5-377 «О внесении изменений и дополнений в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015 №5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» утвержден по доходам, включая безвозмездные перечисления в сумме 447117,2 тыс. рублей, по расходам в сумме 448218,4 тыс. рублей, с дефицитом 1101,2 тыс. рублей, или 1,0% от объема доходов без учета финансовой помощи. В уточненной редакции бюджета района на 2016 год в составе источников финансирования дефицита бюджета утверждены изменение остатков средств бюджета, сложившихся на 01.01.16г. в объеме 3131,2 тыс. рублей (превышение источника над объемом дефицита обосновано планированием погашения кредита в объеме 2030,0 тыс. рублей).
Верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 01.01.2017 года утвержден в объеме 2250,0 тыс. рублей.
В целом бюджет Трубчевского муниципального района за 2016 год исполнен с профицитом в объеме 766,1 тыс. рублей: по доходам исполнение районного бюджета составило 447344,5 тыс. рублей, по расходам – 446578,4 тыс. рублей.
В отношении решения об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2016 год, имеются следующие замечания:
- допущено нарушение Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в части не соответствия наименования групп, подгрупп и элементов расходов.
- расходы на иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда отражены по элементу вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда".
- в приложении 4 «Расходы бюджета района по ведомственной структуре за 2016год» некорректно выстроена иерархия внутри направления расходования средств и группы расходов.
Внешней проверкой не установлено фактов принятия решений о внесении изменений в бюджет района с нарушением Бюджетного кодекса РФ.
Исполнение бюджета района по доходам составило в 2016 году 100,1% или 447344,5 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы 116991,6 тыс. рублей (101,4%), безвозмездные поступления бюджетов других уровней 330352,9 тыс. рублей (99,6%).
По сравнению с предыдущим периодом (2015г.) объем доходов сократился на 94295,7 тыс. рублей, или на 17,4%. Объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 7955,6 тыс. рублей, или на 7,3%. В сравнении с 2015 годом объем безвозмездных поступлений сократился на 102251,3 тыс. рублей или 23,6%.
В 2016 году плановые назначения по налоговым доходам исполнены в сумме 108703,3 тыс. рублей (101,4%). В сравнении с 2015 годом поступления налоговых доходов в 2016 году увеличились на 11469,3 тыс. рублей или на 11,8% (2015 год – 97234,0 тыс. рублей).
В 2016 году плановые назначения по неналоговым доходам исполнены в сумме 8288,3 тыс. рублей (100,9%) . В сравнении с 2015 годом поступления неналоговых доходов в 2016 году сократились на 3513,3 тыс. рублей или на 29,8% (2015 год – 11801,6 тыс. рублей).
Основную часть в налоговых доходах бюджета района в 2016 году занимал налог на доходы физических лиц – 80,0% налоговых доходов и 19,4% от общего объема доходов бюджета. Налоги на совокупный доход – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в объеме налоговых доходов составили 10,0%, в общем объеме доходов – 2,4%.
Основную часть в неналоговых доходах бюджета района в 2016 году занимали доходы от использования имущества – 45,7% и поступления от штрафов – 27,8%.
Безвозмездные поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета района – 73,8% или 330352,9 тыс. рублей.
На долю субвенций приходится наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений – 60,2%, относительно 2015 года их объем сократился на 1,4%.
Удельный вес субсидий составляет 10,9% в структуре безвозмездных поступлений, сократившись по сравнению с 2015 годом на 77,1%.
Дотации составляют 23,2% в структуре безвозмездных поступлений, увеличившись относительно 2015 года на 37,5%.
Доля иных межбюджетных трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений составляет 5,6%, увеличившись относительно 2015 года на 3,3%.
Первоначально расходы бюджета Трубчевского муниципального района сформированы по 11 разделам бюджетной классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму 373 382,1 тыс. рублей.
В течение отчетного года в решение о бюджете района в установленном порядке вносились изменения, в результате чего расходы бюджета района увеличились на 74 836,3 тыс. рублей (20,0%) и составили 448 218,4 тыс. рублей.
Согласно представленной в таблице информации за отчетный период плановые объемы расходов бюджета изменились в сторону увеличения по 8 разделам бюджетной классификации. Наибольшие изменения в сторону увеличения коснулись трех разделов:
04 «Национальная экономика» в 5,5 раз;
07 «Образование» на 5,7%;
11 «Физическая культура и спорт» в 2,5 раза.
Снижение плановых расходов сложилось по трем разделам, самое значительное характерно для раздела 10 «Социальная политика» – на 10,4%.
Исполнение бюджета района по расходам в 2016 году составило 446 578,4 тыс. рублей, что соответствует 99,6% уточненного плана. По сравнению с 2015 годом объем расходов бюджета района сократился на 93900,8 тыс. рублей, или на 17,4%.
В целом в 2016 году расходы бюджета района имели социальную направленность. Приоритетным направлением в расходовании бюджетных средств являлось финансирование отраслей социально-культурной сферы: образование, социальная политика, культура и спорт. Объем расходов на финансирование указанных отраслей составил 321 026,4 тыс. рублей, что составляет 71,9% от общих расходов бюджета района. В сравнении с 2015 годом расходы на финансирование отраслей социального блока сократились на 28,9% (2015 год – 451463,2 тыс. рублей). Наибольший удельный вес в расходах социального блока составляют расходы на образование – 54,7% .
Следует отметить, что по 4-м разделам функциональной классификации расходов из 11-ти исполнение сложилось ниже 100%. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений за 2016 год составила 1640,0 тыс. рублей или 0,4%. Наибольшее неисполнение сложилось по разделу 10 «Социальная политика» - 35,3% от общего объема неисполненных назначений.
В отчетном периоде функции главного распорядителя средств бюджета Трубчевского района исполняли 6 учреждений.
Значительный объем бюджетных средств района в 2016 году приходился на отдел образования администрации Трубчевского муниципального района – 234349,6 тыс. рублей, или 52,5% и администрацию Трубчевского муниципального района – 155171,0 тыс. рублей, или 34,7% в общем объеме расходов.
Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности в течение финансового года сократилась в 4,5 раза по сравнению с данными на начало финансового года (на 01.01.2016г. – 16798,9 тыс. рублей, на 01.01.2017г. – 3702,4 тыс. рублей). Проверкой установлено наличие несанкционированной кредиторской задолженности в отношении 6-ти главных распорядителей средств бюджета района в объеме 3679,2 тыс. рублей и принятие муниципальными бюджетными учреждениями денежных обязательств, сверх утвержденных плановых назначений, в объеме 12158,3 тыс. рублей.
Остаток денежных средств на лицевом счете по состоянию на конец отчетного периода составил 1867,3 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата отмечает:
- наличие остатка денежных средств на лицевом счете бюджета района на конец отчетного периода в объеме 1867,3 тыс. рублей противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, отраженному в статье 34 Бюджетного кодекса РФ, и свидетельствует о неэффективном управлении бюджетными средствами.
- допущено нарушение Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в части не соответствия наименования групп, подгрупп и элементов расходов, а также неверного отнесения расходов по элементам расходов.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. № 5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» общий объем бюджетных ассигнований на реализацию шести муниципальных программ на 2016 год утвержден в сумме 369 304,8 тыс. рублей, что составляет 98,9% от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района (373 382,1 тыс. рублей).
В результате внесенных решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов изменений в 2016 году объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ увеличен на 75 076,8 тыс. рублей или на 20,3% и составил 444 381,6 тыс. рублей (99,1% к уточненному общему объему расходов бюджета Трубчевского муниципального района 448 218,4 тыс. рублей). При этом доля ассигнований на исполнение программной части бюджета Трубчевского муниципального района в общем объеме расходов бюджета увеличена на 0,2% (с 98,9% до 99,1%).
По шести муниципальным программам увеличен объем бюджетных ассигнований на общую сумму 75 076,8 тыс. рублей, в том числе:
- «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы» - на 2 285,1 тыс. руб. или на 6,3% от первоначально утвержденного плана (36 210,2 тыс. руб.).
- «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы» - на 13 133,2 тыс. руб. или на 5,9% от первоначально утвержденного плана (222 144,2 тыс. руб.).
- «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2013-2017 годы» - на 672,3 тыс. руб. или на 11,6% от первоначально утвержденного плана (5 777,8 тыс. руб.).
- «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района (2013-2017 годы)» - на 41 003,6 тыс. руб. или в 1,7 раза от первоначально утвержденного плана (54 558,6 тыс. руб.).
- «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2013-2017 годы» – на 16 174,3 тыс. руб. или в 2,5% от первоначально утвержденного плана (10 434,1 тыс. руб.).
- «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2013 – 2017 годы» - на 1 808,3 тыс. руб. или на 4,5% от первоначально утвержденного плана (40 179,9 тыс. руб.).
Исполнение в целом по муниципальным программам за 2016 год составило 442 742,1 тыс. рублей (99,6% к уточненному годовому плану по программам (уточненный план – 444 381,6 тыс. рублей).
По трем муниципальным программам в 2016 году сложилось 100% исполнение:
- «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2013-2017 годы»;
- «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы»;
- «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы».
Сравнительный анализ 2015 и 2016гг. показал, что по 4 муниципальным программам в 2016 году расходы увеличились:
- «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы» на 3 712,6 тыс. рублей или 10,7%;
- «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2013-2017 годы» на 533,8 тыс. рублей или 9,0%;
- «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2013-2017 годы» на 16 303,4 тыс. рублей или 2,6 раза;
- «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2013 – 2017 годы» на 2 139,9 тыс. рублей или 5,4%.
По 2 муниципальным программам отмечено уменьшение расходов:
- «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2013-2017 годы» - на 1 830,4 тыс. руб. или на 0,8%;
- «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района (2013-2017 годы)» - на 115 220,1 тыс. руб. или в 2,2 раза.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. № 5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» установлен размер резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района на 2016 год в сумме 700,0 тыс. рублей, что составляет 0,2 процента от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района (373 382,1 тыс. рублей).
За отчетный период в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. № 5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» 9 раз вносились изменения. Изменения в объем резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов были внесены 2 раза от 30.11.2016г. № 5-343, от 26.12.2016г. № 5-377. В результате размер резервного фонда утвержден в объеме 0,00 руб.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района утвержден постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 15.08.2013 № 552.
Частью 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно Отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2017 года, принято 9 распоряжений администрации Трубчевского муниципального района о выделении денежных средств из резервного фонда на общую сумму 451,9 тыс. рублей, Кассовые расходы составили 451,9 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата обращает внимание, что в таблице 3 ф. 0503160 Сведениях об исполнении текстовых статей решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. № 5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» (с учетом всех изменений) результат исполнения статьи 18 отражен некорректно («За 2016 год резервный фонд администрации Трубчевского муниципального района исполнен в сумме 0,00 руб.»).
По сравнению с 2015 годом расходы резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района увеличились на 386,9 тыс. рублей или в 7 раз.
В общем объеме расходов, осуществляемых в 2016 году за счет средств резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района, наибольший удельный вес занимают расходы на приобретение расходных материалов для замены отрезков существующих водопроводных сетей по н.п. Телец – 50,9%.
На оказание материальной помощи расходы составили 81,9 тыс. рублей или 18,1% от общей суммы расходов.
31,0% составили расходы на приобретение оборудования (комплект звукоусилительного оборудования в сборе; телевизор) для МБОУ Трубчевская гимназия им. М.Т. Калашникова.
Согласно сведениям о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (форма 0503172), из бюджета Трубчевского муниципального района предоставлены бюджетные кредиты сельхозтоваропроизводителям в 1992-1996 годах на общую сумму 420,7 тыс. рублей. Срок погашения задолженности перед бюджетом – 1999г., 2000г., 2010г, что свидетельствует о том, что данная задолженность является просроченной и необходимо проводить работу по ее реструктуризации. В течение года была списана задолженность в сумме 17,0 тыс. рублей. Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2017г. составил 403,7 тыс. рублей.
Предельный размер муниципального долга Трубчевского муниципального района был утвержден решением о бюджете в первоначальном варианте в объеме 4280,00 тыс. рублей.
В течение 2016 года объем долга уменьшился и составил фактически на 01.01.2017 года 2250,00 тыс. рублей по кредиту, полученному в ПАО «Сбербанк».
В 2016 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 25.12.2015г. №5-206 «О бюджете Трубчевского муниципального района на 2016 год» утвержден профицит бюджета Трубчевского муниципального района на 2016 год в сумме 2030,0 тыс. рублей.
С учетом изменений, внесенных в течение года решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов, размер дефицита бюджета Трубчевского муниципального района составил 1101,2 тыс. рублей. Основным источником финансирования дефицита бюджета было изменение остатков средств на счете районного бюджета по сравнению с данными на начало года в объеме 3131,2 тыс. рублей, скорректированное на погашение в 2016 году бюджетного кредита в объеме 2030,0 тыс. рублей.
По данным годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2017 года фактически бюджет исполнен с профицитом в сумме 766,1 тыс. рублей. Остаток денежных средств на лицевых счетах по состоянию на конец проверяемого периода составил 1867,3 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата отмечает, что наличие остатка денежных средств на лицевом счете бюджета района на конец отчетного периода в объеме 1867,3 тыс. рублей противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, отраженному в статье 34 Бюджетного кодекса РФ, и свидетельствует о неэффективном управлении бюджетными средствами.
Предложения:
- Принять меры по снижению кредиторской и дебиторской задолженности.
- Не допускать наличия несанкционированной кредиторской задолженности, обеспечить исполнение требований Бюджетного Кодекса РФ в части обязательности условий принятия получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.
- Не допускать принятия муниципальными бюджетными учреждениями денежных обязательств, сверх утвержденных плановых назначений.
- В целях соблюдения требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, обеспечить эффективное управление бюджетными средствами в части управления остатками денежных средств на лицевом счете бюджета района.
- При исполнении бюджета строго руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
- Ответственным исполнителям муниципальных программ своевременно вносить изменения в целевые показатели (индикаторы).
Заключение:
Проанализировав представленную отчетность и дополнительные материалы, Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района считает возможным рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета на уровне Трубчевского районного Совета народных депутатов.