Доклад
Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района «О заключении Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на годовой отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год»
Заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.08.2016г. № 5-309, Положения о Контрольно-счетной палате Трубчевского муниципального района, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.09.2011г. №4-286.
Заключение на отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год подготовлено с учетом данных внешней проверки бюджетной отчетности за 2020 год главных распорядителей средств бюджета Трубчевского муниципального района. При подготовке заключения использованы материалы экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Трубчевского муниципального района в 2020 году, а также стандарт внешнего муниципального финансового контроля 103 «Последующий контроль исполнения бюджета Трубчевского муниципального района».
Отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год представлен в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района администрацией Трубчевского муниципального района 31.03.2020 года.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года определено, что все параметры по уровню зарплат учителей, врачей, бюджетников в целом, заданные в майских указах ещё 2012 года, должны строго соблюдаться. Поставлена задача обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека, причём на всей территории страны. Именно на достижение такой цели направлены национальные проекты, все планы развития.
Исполнение мероприятий по обеспечению средней заработной платы отдельных категорий работников составило:
(руб.)
Категории работников |
Плановый показатель |
Факт 2020 года |
Исполнение |
Педагогические работники дошкольного образования |
23 784,0 |
24 111,9 |
101,4% |
Педагогические работники общеобразовательных организаций |
24 478,0 |
25 024,8 |
102,2% |
Педагогические работники в сфере дополнительного образования |
23 430,0 |
23 460,0 |
100,1% |
Работники культуры |
23 253,0 |
22 501,9 |
96,8% |
Для повышения эффективности бюджетных расходов была поставлена задача, что более 95% от их общего объема расходов должны исполняться исключительно в рамках муниципальных программ района.
По итогам исполнения бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год программная часть составила 99,0%.
По результатам исполнения бюджета за 2020 год отмечается темп роста налоговых и неналоговых доходов 101,7% к уровню 2019 года.
В 2020-2022 годах ставилась задача снижения уровня муниципального долга и минимизации расходов по его обслуживанию. В 2020 году на обслуживание муниципального долга расходы составили 353,1 тыс. рублей. По сравнению с 2019 годом расходы сократились на 25,4%.
В ходе исполнения бюджета района выполнены мероприятия по снижению долговой нагрузки. По итогам 2020 года доля муниципального внутреннего долга в общем объеме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений составила 3,1 % .
Отчет об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2020 год представлен в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района администрацией Трубчевского муниципального района 31.03.2020 года, что соответствует требованиям ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и ст.10 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки. Состав документов и материалов, представленных одновременно с отчетом, соответствует перечню документов и материалов, установленному пунктом 2 ст.11 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки
Контрольно-счетная палата отмечает, что установленные решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. № 6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» требования соответствуют бюджетным полномочиям, определенным статьями 158, 160.1, 160.2, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение бюджета Трубчевского муниципального района в отчетном периоде осуществлялось Финансовым управлением администрации Трубчевского муниципального района в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Консолидированный бюджет Трубчевского муниципального района в 2020 году составил по доходам 646,4 млн. рублей, по расходам 645,2 млн. рублей, бюджет исполнен с профицитом в сумме - 1,2 млн. рублей. По сравнению с предыдущим отчетным периодом поступление доходов в консолидированный бюджет увеличилось на на 5,7%. По налоговым и неналоговым доходам отмечается рост на 2,7%.безвозмездным поступлениям отмечается рост на 7,0%. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составляют 30,6% от общих поступлений в консолидированный бюджет Трубчевского муниципального района. Основную долю доходов консолидированного бюджета в 2020 году составляют безвозмездные поступления 69,4%,. Расходы консолидированного бюджета района за 2020 год исполнены в сумме 645,2 млн. рублей, что на 5,4% выше уровня 2019 года, Консолидированный бюджет в 2020 году исполнен с профицитом в сумме – 1,2 млн. тыс. рублей, из них: дефицит муниципального района - 308,6 тыс. рублей., профицит бюджетов поселений – 1 481,1 тыс.рублей.
В целом бюджет Трубчевского муниципального района за 2020 год исполнен с дефицитом в объеме 308,6 тыс. рублей: по доходам исполнение районного бюджета составило 542,3 млн. рублей, по расходам – 542,6 млн.рублей.
Внешней проверкой не установлено фактов принятия решений о внесении изменений в бюджет района с нарушением Бюджетного кодекса РФ.
Исполнение бюджета района по доходам составило в 2020 году 99,3% или 542,3 млн. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы 130,5 млн.рублей (101,3%), безвозмездные поступления бюджетов других уровней 411,8 млн.рублей (98,7%).
По сравнению с предыдущим периодом (2019г.) объем доходов увеличился на 8,0%. Объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 1,7%. В сравнении с 2019 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 10,1%.
В 2020 году плановые назначения по налоговым доходам исполнены на 101,2%. В сравнении с 2019 годом поступления налоговых доходов в 2020 году увеличились на 0,3%.
В 2020 году плановые назначения по неналоговым доходам исполнены на 102,6%. В сравнении с 2019 годом поступления неналоговых доходов в 2020 году увеличилось на 16,4% .
Основную часть в налоговых доходах бюджета района в 2020 году занимал налог на доходы физических лиц – 80,7% налоговых доходов и 17,6% от общего объема доходов бюджета.
Основную часть в неналоговых доходах бюджета района в 2020 году занимали доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, гос. собственность на которые не разграничена – 67,0%.
Безвозмездные поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета района – 75,9%. По сравнению с 2019 годом, общий объем безвозмездных поступлений увеличился на 10,1%.
Первоначально расходы бюджета Трубчевского муниципального района сформированы по 11 разделам бюджетной классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации на общую сумму 505,8 млн.рублей.
В течение отчетного года в решение о бюджете района в установленном порядке вносились изменения, в результате чего расходы бюджета района увеличились на 9,2% и составили 552,2 млн. рублей.
За отчетный период плановые объемы расходов бюджета изменились в сторону увеличения по 8 разделам бюджетной классификации.
Исполнение бюджета района по расходам в 2020 году составило 542655,5 тыс. рублей, что соответствует 98,3% уточненного плана. По сравнению с 2019 годом объем расходов бюджета района увеличился на 42095,4 тыс. рублей, или на 8,4%.
В целом в 2020 году расходы бюджета района имели социальную направленность. Приоритетным направлением в расходовании бюджетных средств являлось финансирование отраслей социально-культурной сферы: образование, социальная политика, культура и спорт. Объем расходов на финансирование указанных отраслей составил 386,7 млн.рублей, что составляет 71,2% от общих расходов бюджета района. В сравнении с 2019 годом расходы на финансирование отраслей социального блока увеличились на 10,6% Наибольший удельный вес в расходах социального блока составляют расходы на образование – 80,0% .
По 6 разделам функциональной классификации расходов из 11-ти исполнение сложилось ниже 100%. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений за 2020 год составила 9,5 млн. рублей или 1,7%.
Основной объем неисполненных назначений приходится на раздел 1000 «Социальная политика» - 4,4 млн.рублей или 46,6% от всего объема неисполненных назначений.
Исполнение расходов бюджета Трубчевского муниципального района в 2020 году по ведомственной структуре бюджета осуществлялось путем зачисления бюджетных средств на лицевые счета главных распорядителей средств бюджета района. Информация, представленная в настоящем заключении в разрезе ведомственной структуры расходов бюджета района, изложена по результатам внешней проверки отчетности главных распорядителей средств бюджета района.
В отчетном периоде функции главных распорядителей средств бюджета Трубчевского района исполняли 5 учреждений.
Значительный объем бюджетных средств района в 2020 году приходился на отдел образования администрации Трубчевского муниципального района – 274,9 млн. или 50,7% и администрацию Трубчевского муниципального района – 252,0 млн.руб, или 46,4% в общем объеме расходов.
Контрольно-счетная палата отмечает, что в 2020 году в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ допущено неэффективное использование средств местного бюджета в сумме 8,4 тыс. рублей, выразившееся в оплате штрафов, пеней, судебных издержек.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. № 6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» общий объем бюджетных ассигнований на реализацию шести муниципальных программ на 2020 год утвержден в сумме 501,4 млн.рублей, что составляет 99,1% от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района.
В результате внесенных изменений в 2020 году объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ увеличен на 9,0% и составил 546,7 млн. рублей (99,0% к уточненному общему объему расходов бюджета Трубчевского муниципального района ).
По шести муниципальным программам увеличен объем бюджетных ассигнований на общую сумму 46,0 млн.рублей.
По одной муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2018-2022 годы» сокращены расходы на 4,7% от первоначально утвержденного плана.
Стопроцентное исполнение запланированных расходов обеспечено по муниципальной программе «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы».
Самый низкий процент исполнения сложился по муниципальной программе «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» - 96,68%.
Расходы муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель средств бюджета Финансовое управление администрации Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 11 462,5 тыс.рублей, или на 99,97% от уточненного плана.
Неисполненные назначения по муниципальной программе составили 3,5 тыс. рублей.
Расходы муниципальной программы «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель средств бюджета отдел образования администрации Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 294 519,6 тыс.рублей, или на 98,66% от уточненного плана.
Неисполненные назначения по муниципальной программе составили 4 011,0 тыс. рублей.
Расходы муниципальной программы «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель средств бюджета администрация Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 146 411,0 тыс.рублей или на 96,68% от уточненного плана,
Неисполненные назначения по муниципальной программе составили 5 029,9 тыс. рублей.
В нарушение Письма Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ» определяющего, что «Систему показателей (индикаторов) следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче государственной (муниципальной) программы (подпрограммы - при наличии) был сформирован как минимум один индикатор, характеризующий ее решение» в муниципальной программе для 20 мероприятий (71,4%) отсутствуют целевые показатели (индикаторы). Это не позволяет провести объективный анализ результативности реализации муниципальной программы. Данное замечание было отражено в Заключении на проект решения об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2019 год.
Расходы муниципальной программы «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель администрация Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 10 866,8 тыс. рублей или на 100% от уточненного плана.
Ответственный исполнитель не внес изменения в целевые показатели (индикаторы), при росте бюджетных ассигнований, что не позволяет провести объективный анализ результативности реализации муниципальной программы. Данное замечание было отражено в Заключении на проект решения об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района за 2019 год.
Расходы муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель средств бюджета администрация Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 13 100,1 тыс.рублей, или на 99,99% от уточненного плана.
Неисполненные назначения по муниципальной программе составили 0,9 тыс. рублей.
Расходы муниципальной программы «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» исполнял главный распорядитель средств бюджета администрация Трубчевского муниципального района. Муниципальная программа в 2020 году исполнена в сумме 60 825,2 тыс.рублей, или на 99,19% от уточненного плана.
Неисполненные назначения по муниципальной программе составили 496,5 тыс. рублей.
Согласно п.2 ст. 11 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета Трубчевского муниципального района, а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района и осуществления внешней проверки в новой редакции, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30.08.2016г. № 5-309 одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района представлен Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ Трубчевского муниципального района за 2020 год. Согласно сводному годовому отчету о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ за 2020 год, сформированному отделом экономики администрации Трубчевского муниципального района, в соответствии с постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 16.10.2013 № 720 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Трубчевского муниципального района», эффективность реализации муниципальных программ за 2020 год осуществлялась путем сопоставления 81 планового показателя их фактическим значениям с учетом фактического уровня расходов бюджета за отчетный период. Согласно вышеуказанному отчету по итогам 2020 года из общего количества запланированных показателей выполнен 67 показатель, что составляет 82,7% от общего количества.
На основании данных о достижении значений показателей, с учетом фактического уровня расходов бюджета за отчетный период по итогам ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ в 2020 году реализация:
- 5 муниципальных программ признана выше плановой («Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы», «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы», «Управление муниципальными финансами Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы», «Развитие культуры Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2018-2022 годы»).
- 1 муниципальной программы «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы» равна плановой.
В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. № 6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» установлен размер резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района на 2020 год в сумме 100,0 тыс. рублей, что составляет 0,02% от общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района (505 847,5 тыс. рублей).
За отчетный период в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. № 6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» 9 раз вносились изменения. Изменение в объем резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района решением Трубчевского районного Совета народных депутатов было внесено 1 раза от 23.12.2020г. № 6-158. В окончательной редакции бюджета размер резервного фонда утвержден в объеме 0,0 руб.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района утвержден постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 18.06.2019г. № 409.
Согласно Отчету об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2021г. средства резервного фонда администрации Трубчевского муниципального района не расходовались.
Согласно сведениям о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (форма 0503172), из бюджета Трубчевского муниципального района предоставлены бюджетные кредиты сельхозтоваропроизводителям в 1992-1996 годах на общую сумму 403,7 тыс. рублей. Срок погашения задолженности перед бюджетом – 1999г., 2000г., 2010г, что свидетельствует о том, что данная задолженность является просроченной и необходимо проводить работу по ее реструктуризации. В течение года была списана задолженность в сумме 365,1 тыс. рублей. Остаток задолженности по состоянию на 01.01.2021г. составил 38,6 тыс. рублей.
Предельный размер муниципального долга Трубчевского муниципального района был утвержден решением о бюджете в первоначальном варианте в объеме 4 000,00 тыс. рублей.
В течение 2020 года был погашен кредит в сумме 4 000,00 тыс. рублей, полученный в 2019 году в ПАО «Сбербанк России», и привлечен новый кредит в сумме 4 000,00 тыс.рублей в ПАО «Сбербанк России». Фактически на 01.01.2021 года размер муниципального долга составил 4 000,00 тыс. рублей.
В 2020 году муниципальные гарантии не предоставлялись.
Решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. №6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» дефицит бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год утвержден в сумме 0,0 тыс. рублей.
С учетом изменений, внесенных в течение года решениями Трубчевского районного Совета народных депутатов, размер дефицита бюджета Трубчевского муниципального района составил 5435,7 тыс. рублей. Основным источником финансирования дефицита бюджета было изменение остатков средств на счете районного бюджета.
По данным годового отчета об исполнении бюджета Трубчевского муниципального района по состоянию на 01.01.2021 года фактически бюджет исполнен с дефицитом в сумме 308,6 тыс. рублей. Остаток денежных средств на лицевых счетах по состоянию на конец проверяемого периода составил 5 127,2 тыс. рублей.
Предложения:
- Принять меры по снижению кредиторской задолженности.
- При исполнении бюджета обеспечить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- При исполнении расходов строго руководствоваться Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019г. №85-н.
- Привести в соответствие Положение о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки в части названия бюджета Трубчевского муниципального района Брянской области.
- Ответственным исполнителям муниципальных программ своевременно вносить изменения в целевые показатели (индикаторы).
- Во исполнение требований Письма Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ» сформировать отсутствующие целевые показатели (индикаторы) для мероприятий муниципальной программы «Реализация полномочий администрации Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы».
Заключение:
Проанализировав представленную отчетность и дополнительные материалы, Контрольно-счетная палата Трубчевского муниципального района считает возможным рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета на уровне Трубчевского районного Совета народных депутатов.