Доклад
Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района «О заключении Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района по проекту решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в соответствии с Положением о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки, Положением «О Контрольно-счетной палате Трубчевского муниципального района», стандартом внешнего муниципального финансового контроля № 101 «Осуществление предварительного контроля формирования проекта бюджета Трубчевского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период», п.1.1.1. Плана работы Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района.
Целью проведения экспертизы проекта бюджета является определение соблюдения бюджетного и иного законодательства исполнительным органом местного самоуправления при разработке и принятии бюджета района на очередной финансовый год и на плановый период, а также анализа объективности планирования доходов и расходов.
Проект Решения внесен администрацией Трубчевского муниципального района на рассмотрение в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района в срок, установленный ст.185 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки.
Основные характеристики бюджета:
2021 год: Общий объем доходов проекта бюджета предусмотрен в 2021 году в сумме 537 545,0 тыс.руб., что ниже ожидаемой оценки поступлений на 2020 год на 893,3 тыс.руб., или на 0,2%. Общий объем расходов предусмотрен в 2021 году в сумме 537 545,0 тыс.руб., что ниже ожидаемой оценки поступлений на 2020 год на 6 329,0 тыс.руб., или на 1,2 %.
Бюджет на 2021 год сбалансирован по доходам и расходам.
2022 год: Общий объем доходов проекта бюджета предусмотрен в 2022 году в сумме 489 780,3 тыс.руб., что ниже прогнозируемого объема доходов на 2021 год на 47 764,7 тыс.руб., или на 8,9%. Общий объем расходов предусмотрен в 2022 году в сумме 485 780,3 тыс.руб., что ниже прогнозируемого объема расходов бюджета района на 2021 год на 51 764,7 тыс.руб., или на 9,6%.
Профицит бюджета на 2022 год составляет 4 000,0 тыс.руб.
2023 год: Общий объем доходов проекта бюджета предусмотрен в 2023 году в сумме 479 793,5 тыс.руб., что ниже прогнозируемого объема доходов на 2022 год на 9 986,8 тыс.руб., или на 2,0%. Общий объем расходов предусмотрен в 2023 году в сумме 479 793,5 тыс.руб., что ниже прогнозируемого объема расходов бюджета района на 2022 год на 5 986,8 тыс.руб., или на 1,2%.
Бюджет на 2023 год сбалансирован по доходам и расходам.
На 1 января 2022г. верхний предел муниципального внутреннего долга планируется в сумме 4 000,00 тыс. руб., и 1 января 2023г. и на 1 января 2024г. – 0,00 руб.
Проект Решения о бюджете внесен администрацией Трубчевского муниципального района на рассмотрение в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района в срок, установленный ст.185 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст.4 Положения.
Проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» включает 33 статьи и 15 приложений. Нормы текстовых статей проекта решения не противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Брянской области и Трубчевского муниципального района.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.1 Положения составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 172) составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития. Прогноз параметров основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработан на основе анализа развития экономики Трубчевского муниципального района за предыдущие годы, ожидаемых итогов за 2020 год, а также с учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 23.12.2015г. № 1105 утвержден Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на среднесрочный период, что соответствует требованиям п.2 ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований п. 3 ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов одобрен распоряжением администрации Трубчевского муниципального района от 11.11.2020г. № 1046-р «О прогнозе социально-экономического развития Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Прогноз социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработан в двух вариантах: консервативный, базовый. Согласно сценарным условиям функционирования экономики за основу принят 2-ой (базовый) вариант. В связи с этим Контрольно-счетная палата при анализе вариантов прогноза основное внимание уделила базовому варианту прогноза. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
В соответствии с требованиями ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами, с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
В соответствии со статьей 184.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки в документах и материалах, представляемых одновременно с проектом бюджета представлены основные направления бюджетной и налоговой политики Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов бюджета района осуществлялось в соответствии с нормами, установленными статьей 174.1 Бюджетного кодекса РФ, в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства на день внесения проекта решения о бюджете в представительный орган. При расчетах учитывались положения нормативно-правовых актов РФ и Брянской области, предусматривающие изменения в законодательство о налогах и сборах, бюджетное законодательство вступающие в действие с 01.01.2021г. и последующие годы.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год прогнозируются в сумме 126 850,0 тыс. рублей, что на 2 534,9 тыс. рублей или на 2,0% выше ожидаемой оценки поступлений на 2020 год (124 315,1 тыс. руб.).
При планировании бюджета муниципального района на 2021-2023 годы учтены объемы безвозмездных поступлений, предусмотренные проектом Закона Брянской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Общий объем безвозмездных поступлений на 2021 год запланирован в сумме 410 695,0 тыс. руб., что на 3 428,2 тыс. руб. или на 0,8% ниже ожидаемой оценки поступлений на 2020 год (414 123,2 тыс. руб.). В общем объеме доходов безвозмездные поступления составят 76,4%, что на 0,5 процентных пункта ниже уровня 2020 года (76,9%). В структуре безвозмездных поступлений из средств областного бюджета наибольший удельный вес занимают субвенции 50,9% или 209 073,4 тыс. руб. Общий объем дотаций в безвозмездных поступлениях бюджета на 2021 год составляет 22,7% или 93 129,4 тыс. руб., субсидии - 16,3% или 66 859,3 тыс. руб., иные межбюджетные трансферты – 10,1% или 41 632,9 тыс. руб.
Планирование бюджетных ассигнований районного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов произведены в соответствие с требованиями ст.174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджета осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Распределение дотаций и объемов финансовой поддержки из бюджета района бюджетам поселений произведено в соответствии с требованиями ст.142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законом Брянской области «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
Условно утвержденные расходы районного бюджета предусматриваются на 2021 год в сумме 6 275,0 тыс. рублей, или 2,9 % общей суммы расходов, на 2023 год – 11 100,0 тыс. рублей, или 5,7 % общей суммы расходов (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение). Объем условно утвержденных расходов в расходах бюджета района на 2022 и 2023 годы соответствует по уровню требованиям, определенным частью 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета района, показал, что объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2021 году в абсолютном выражении составил 6 903,8 тыс. рублей, что на 9,5% ниже объемов, запланированных на текущий год. Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме планируемых расходов составит в 2021 году – 1,3%.
Резервный фонд установлен в размере 74,2 тыс. рублей, или 0,01% общего объема расходов бюджета района на 2021 год, что соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не может превышать 3% общего объема расходов).
Анализ структуры расходов проекта бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов показывает, что расходы бюджета района имеют социальную направленность (72,8% от общего объема расходов) и запланированы на образование – 51,0%, культуру и кинематографию – 9,2%, социальную политику – 5,3%, физическую культуру и спорт – 7,3%. Социально- значимые расходы предусмотрены на 2021 год в объеме 391 455,2 тыс. рублей, что на 51041,2 тыс. рублей, или на 15,0% выше установленного объема на 2020 год (340 414,0 тыс. рублей). Наибольший объем бюджетных ассигнований в социально-значимых расходах запланирован по разделу «Образование» (70,0% от социальных обязательств бюджета) – 274 036,3 тыс. рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформирован в программной структуре расходов.
Анализ расходов программной части проекта бюджета осуществлен на основании проектов постановлений о внесении изменений в 6 действующих муниципальных программ, проектов 6 новых муниципальных программ, представленных одновременно с проектом бюджета.
Принятие новых 6 муниципальных программ связано с окончанием срока действия в 2022 году реализуемых муниципальных программ.
Перечень муниципальных программ (подпрограмм) для формирования бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утвержден постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 30.10.2020г. № 689.
В нарушение п.3 Порядка работы по формированию проекта бюджета Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 03.07.2020г. № 392, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальные программы Трубчевского муниципального района на 2018-2022годы не были представлены в срок до 10 ноября 2020 года.
Программная часть расходов бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год составит 533 398,9 тыс.руб. (99,2% общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района), в 2022 году – 475 533,4 тыс.руб. (97,9%), в 2023 году – 464 741,6 тыс. рублей (96,9%).
Внепрограммные расходы проекта бюджета района на 2021-2023 годы обеспечивают реализацию функций трех главных распорядителей средств бюджета Трубчевского муниципального района – администрации Трубчевского муниципального района, Трубчевского районного Совета народных депутатов, Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района. Бюджетные ассигнования по внепрограммной части составят в 2021 году 4 146,1 тыс. рублей, или 0,8% общих расходов, в 2022 году – 10 226,9 тыс. руб. или 2,1%, в 2023 году – 15 051,9 тыс. руб. или 3,1%.
Суммарный объем программной и внепрограммной частей соответствует ведомственной структуре расходов бюджета района.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию 6 муниципальных программ в 2021 году, согласно представленным изменениям в муниципальные программы, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на их реализацию, предусмотренным в проекте бюджета Трубчевского муниципального района (Приложение 10 к проекту бюджета).
После внесения изменений (в редакции Решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 27.10.2020г. № 6-133 «О внесении изменений в решение Трубчевского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019г. № 6-69 «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов») общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в 2021 году сократится на 29 868,7 тыс. рублей, или на 5,6%.
Наибольший объем расходов программной части бюджета района приходится на муниципальную программу «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» - 261 010,4 тыс. руб. (48,9%).
На долю остальных 5-ти муниципальных программ приходится 51,1% общего объема программных расходов, из них наименьший удельный вес занимает муниципальная программа «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы» - 10 123,3 тыс. руб. (1,9%).
Проект бюджета Трубчевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сформирован без дефицита. В 2022 году планируется профицит в сумме 4 000,0 тыс. рублей, а также планируется погашение кредита, полученного от кредитной организации в сумме 4 000,0 тыс. рублей.
В течение 2021-2023 годов не планируется предоставление муниципальных гарантий Трубчевского муниципального района.
В проекте решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (пункт 1,2) установлен верхний предел муниципального внутреннего долга Трубчевского муниципального района:
-на 1 января 2022 года в сумме 4 000,0 тыс. рублей;
-на 1 января 2023 года в сумме 0,0 тыс. рублей;
-на 1 января 2024 года в сумме 0,0 тыс. рублей.
Установленный объем муниципального долга соответствует требованиям п.3 ст.107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не превышает общий годовой объем доходов бюджета района, без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. На обслуживание муниципального долга в 2021 году из бюджета района предусмотрено выделение средств в объеме 269,1 тыс. рублей, в 2022 году – 182,3 тыс. рублей. Планируемый объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает установленный статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации предел - 15% объема расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Удельный вес расходов на обслуживание муниципального долга в 2021-2022 годах составит 0,1% от общего объема расходов бюджета района (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Направить заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в Трубчевский районный Совет народных депутатов с предложением принять решение Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
- Направить заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете Трубчевского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Главе администрации Трубчевского муниципального района И.И. Обыденнову.
- При составлении проекта бюджета строго руководствоваться Бюджетным кодексом РФ, муниципальными нормативно-правовыми актами.