Доклад
Заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в соответствии с Положением о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки, Положением «О Контрольно-счетной палате Трубчевского муниципального района», стандартом внешнего муниципального финансового контроля № 101 «Осуществление предварительного контроля формирования проекта бюджета Трубчевского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период».
Целью проведения экспертизы проекта муниципального бюджета является определение соблюдения бюджетного и иного законодательства исполнительным органом местного самоуправления при разработке и принятии муниципального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также анализа объективности планирования доходов и расходов.
Проект Решения внесен администрацией Трубчевского муниципального района на рассмотрение в Контрольно-счетную палату Трубчевского муниципального района в срок, установленный ст.185 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Положения о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район», а также о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» и осуществления внешней проверки.
Проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» включает 34 статей и 15 приложений.
Нормы текстовых статей проекта решения не противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Брянской области и Трубчевского муниципального района.
В проекте решения соблюдены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно размера условно утвержденных расходов (ст.184.1 БК РФ), размера резервного фонда (ст.81 БК РФ), предельного объема муниципального долга (ст.107 БК РФ), предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга (ст.111 БК РФ).
Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов бюджета района осуществлялось в соответствии с нормами, установленными статьей 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в условиях действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства на день внесения проекта решения о бюджете в представительный орган. При расчетах учитывались положения нормативно-правовых актов РФ и Брянской области, предусматривающие изменения в законодательство о налогах и сборах, бюджетное законодательство вступающие в действие с 01.01.2020г. и последующие годы.
При планировании бюджета муниципального района на 2020-2022 годы учтены объемы безвозмездных поступлений, предусмотренные проектом Закона Брянской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Планирование бюджетных ассигнований районного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов произведены в соответствие с требованиями ст.174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджета осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Распределение дотаций и объемов межбюджетных трансфертов из местного бюджета бюджетам сельских поселений произведено в соответствии с требованиями ст.142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законом Брянской области «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 172) составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития. Прогноз параметров основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработан на основе анализа развития экономики Трубчевского муниципального района за предыдущие годы, ожидаемых итогов за 2019 год, а также с учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Распоряжением администрации Трубчевского муниципального района от 13.11.2019г. № 1205-р «О прогнозе социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» одобрен прогноз социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, что соответствует требованиям ст. 173 Бюджетного кодекса.
Прогноз социально-экономического развития Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработан в трех вариантах: консервативный и базовый. Согласно сценарным условиям функционирования экономики за основу принят 2-ой (базовый) вариант. В связи с этим Контрольно-счетная палата при анализе вариантов прогноза основное внимание уделила базовому варианту прогноза.
Базовый вариант характеризует основные макроэкономические параметры развития экономики «в условиях сохранения негативных внешних факторов и консервативной бюджетной политики».
В соответствии с требованиями ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами, с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
Проект бюджета Трубчевского муниципального района по доходам составлен с учетом прогноза социально-экономического развития района.
Доходы бюджета Трубчевского муниципального района в 2020 году прогнозируются в сумме 486 732,2 тыс. руб., что на 105 674,4 тыс.руб., или 17,8% ниже суммы ожидаемой оценки на 2019 год (592 406,6 тыс. руб.), в 2021 году – 458 677,0 тыс. руб., в 2022 году – 475 887,3 тыс. руб. Сокращение доходов в 2022 году по сравнению с 2019 годом составит 116 519,3 тыс. руб., или 19,7%.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год прогнозируются в сумме 124 039,3 тыс. рублей, что на 1 891,8 тыс. рублей или на 1,5% ниже ожидаемой оценки поступлений на 2019 год (125 931,1 тыс. руб.).
Удельный вес безвозмездных поступлений в общем объеме доходов в 2020 году сократится на 4,2 процентных пункта и составит 74,5 % (в 2019 году – 78,7%), при этом данные поступления прогнозируются в сумме 362 692,9 тыс. руб., что на 103 782,6 тыс. руб. или на 22,2% ниже ожидаемой оценки поступлений на 2019 год (466 475,5 тыс. руб.).
Планирование бюджетных ассигнований районного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов произведены в соответствие с требованиями ст.174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджета осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Распределение дотаций и объемов финансовой поддержки из бюджета района бюджетам поселений произведено в соответствии с требованиями ст.142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законом Брянской области «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
Расходы бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год планируются в объеме 486 732,2 тыс. рублей, что на 109 021,4 тыс. рублей, или на 18,3% ниже оценки ожидаемого исполнения бюджета района за 2019 год (595 753,6 тыс. рублей).
Расходы бюджета района в 2021 году планируются в объеме 454 677,0 тыс. рублей, в 2022 году – 475 887,3 тыс. рублей.
Сокращение общего объема расходов в 2022 году по сравнению с 2019 годом составит 119866,3 тыс. рублей, или 20,1%. При этом в 2021 году по сравнению с предыдущим годом расходы сократятся на 32055,2 тыс. рублей, или на 6,6% , в 2022 году – увеличатся на 21210,3 тыс. рублей, или на 4,7%.
Условно утвержденные расходы районного бюджета предусматриваются на 2021 год в сумме 5 380,0 тыс. рублей, или 2,5 % общей суммы расходов, на 2022 год – 11 006,0 тыс. рублей, или 5,0 % общей суммы расходов (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение). Объем условно утвержденных расходов в расходах бюджета района на 2021 и 2022 годы соответствует по уровню требованиям, определенным частью 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета района, показал, что объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2020 году в абсолютном выражении составил 7 630,2 тыс. рублей, что выше на 8,9% объемов, запланированных на текущий год. Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме планируемых расходов составит в 2020 году – 1,6%.
Резервный фонд установлен в размере 100,0 тыс. рублей, или 0,02% общего объема расходов бюджета района на 2020 год, что соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не может превышать 3% общего объема расходов).
Анализ структуры расходов проекта бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов показывает, что расходы бюджета района имеют социальную направленность (69,9% от общего объема расходов) и запланированы на образование – 53,8%, культуру и кинематографию – 8,8%, социальную политику – 4,5%, физическую культуру и спорт – 2,8%. Социально- значимые расходы предусмотрены на 2020 год в объеме 340 414,0 тыс. рублей, что на 7 577,3 тыс. рублей, или на 2,3% выше установленного объема на 2019 год (332 836,7 тыс. рублей). Наибольший объем бюджетных ассигнований в социально-значимых расходах запланирован по разделу «Образование» (76,9% от социальных обязательств бюджета) – 261 718,6 тыс. рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирован в программной структуре расходов.
Анализ расходов программной части проекта бюджета осуществлен на основании проектов постановлений о внесении изменений в 6 действующих муниципальных программ, представленных одновременно с проектом бюджета.
В нарушение п.3 Порядка работы по формированию проекта бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 02.07.2019г. № 455, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальные программы Трубчевского муниципального района на 2018-2022годы не были представлены в срок до 11 ноября 2019 года.
Перечень муниципальных программ (подпрограмм) для формирования бюджета муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержден постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 01.11.2019г. № 806.
Программная часть расходов бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год составит 482 291,2 тыс.руб. (99,1% общего объема расходов бюджета Трубчевского муниципального района), в 2021 году – 445 365,0 тыс.руб. (97,9%), в 2022 году – 460 9494,3 тыс. руб. (96,9%).
Внепрограммные расходы проекта бюджета района на 2020-2022 годы обеспечивают реализацию функций трех главных распорядителей средств бюджета Трубчевского муниципального района – администрации Трубчевского муниципального района, Трубчевского районного Совета народных депутатов, Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района. Бюджетные ассигнования по непрограммной части составят в 2020 году 4 441,0 тыс. рублей, или 0,9% общих расходов, в 2021 году – 9 312,0 тыс. руб. или 2,1%, в 2022 году – 14 938,0 тыс. руб. или 3,1%.
Суммарный объем программной и непрограммной частей соответствует ведомственной структуре расходов бюджета района.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию 6 муниципальных программ в 2020 году, согласно представленным изменениям в муниципальные программы, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на их реализацию, предусмотренным в проекте бюджета Трубчевского муниципального района
Объем ассигнований на реализацию 1 муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Трубчевском муниципальном районе на 2018-2022 годы» в 2022 году, согласно представленным изменениям в муниципальную программу, не соответствуют объему бюджетных ассигнований на реализацию, предусмотренным в проекте бюджета Трубчевского муниципального района, по причине наличия внебюджетных средств на сумму 100,0 млн. руб.
По сравнению с 2020 годом общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в 2021 году уменьшится на 36 926,2 тыс. рублей, или на 7,6%, в 2022 году увеличится на 15 584,3 тыс. руб. или на 3,5%.
Наибольший объем расходов программной части бюджета района приходится на муниципальную программу «Развитие образования Трубчевского муниципального района на 2018-2022 годы» в 2021 году составит 246 092,2 тыс. руб. (55,3%), в 2022 году – 247 756,6 тыс. руб. или 53,7%.
На долю остальных 5-ти муниципальных программ приходится в 2021 году 44,7% и в 2022 году 46,3% общего объема программных расходов бюджета.
Наименьший удельный вес занимает муниципальная программа «Содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений 2018-2022 годы». В 2021 году – 2 347,2 тыс. руб. (0,5%), в 2022 году – 2 341,2 тыс. руб. (0,5% от общего объема программных расходов бюджета) ежегодно.
Проект бюджета Трубчевского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирован без дефицита.
В 2021 году планируется профицит в сумме 4 000,0 тыс. рублей, а также планируется погашение кредита, полученного от кредитной организации в сумме 4 000,0 тыс. рублей.
В течение 2020-2022 годов не планируется предоставление муниципальных гарантий Трубчевского муниципального района.
В проекте решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (пункт 1,2) установлен верхний предел муниципального внутреннего долга Трубчевского муниципального района:
-на 1 января 2021 года в сумме 4 000,0 тыс. рублей;
-на 1 января 2022 года в сумме 0,0 тыс. рублей;
-на 1 января 2023 года в сумме 0,0 тыс. рублей.
Установленный объем муниципального долга соответствует требованиям п.3 ст.107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не превышает общий годовой объем доходов бюджета района, без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
На обслуживание муниципального долга в 2020 году из бюджета района предусмотрено выделение средств в объеме 377,6 тыс. рублей, в 2021 году – 218,3 тыс. рублей. Планируемый объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает установленный статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации предел - 15 % объема расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Удельный вес расходов на обслуживание муниципального долга в 2020-2021 годах составит 0,1% от общего объема расходов бюджета района (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Направить заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в Трубчевский районный Совет народных депутатов с предложением принять решение Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
- Направить заключение Контрольно-счетной палаты Трубчевского муниципального района на проект решения Трубчевского районного Совета народных депутатов «О бюджете муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Главе администрации Трубчевского муниципального района И.И. Обыденнову.
3. При составлении проекта бюджета строго руководствоваться муниципальными нормативно-правовыми актами.